Климатическая повестка в ближайшей перспективе существенно повлияет на мировую и российскую экономику. Владимир Путин, выступая на саммите G20, заявил, что Россия поддерживает международные проекты, направленные на сохранение климата и не позднее 2060-го года намерена добиться углеродной нейтральности в своей экономике. И эта задача, подчеркнул президент, вполне достижима, она заложена в стратегию социально-экономического развития России.

 

Что это за понятие такое, «углеродная нейтральность», о котором сейчас так много говорят и почему это важно?

 

В соответствии с концепцией «чистого нуля» (т.н. «углеродная нейтральность») объем антропогенных выбросов углекислого газа (CO2) не должен превышать объемы, которые поглощают воды Мирового океана и леса.

 

Это значит, что компания в процессе своей производственной деятельности должна сократить до минимума, а в идеале — свести к нулю все выбросы углекислого газа в атмосферу, либо инициировать проекты поглощения CO2.

 

Под термином «выбросы углерода» подразумеваются все парниковые выбросы. А это не только CO2, но и метан, и озон, и ряд других газов, вредящих планете эквивалентно CO2.

 

Говоря об антропогенной природе таких выбросов, мы имеем в виду результат деятельности человека — выбросы промышленных предприятий, электростанций, работа транспорта и т.д.

 

Из-за парниковых газов в нижних слоях атмосферы задерживается тепло, что и вызывает глобальное потепление. В итоге, из-за таяния полярных льдов повышается уровень Мирового океана, в разных точках планеты возникают природные катаклизмы, которые становятся все масштабнее. Если не принять спасительных мер в течение этого столетия, то последующим поколениям достанется очень беспокойная и малокомфортная для жизни планета.

 

Поэтому многие страны договорились достичь углеродной нейтральности до 2050-го года, что поможет удержать рост средней температуры на Земле. А это значит, что предстоят кардинальные преобразования в экономике и пересмотр стереотипов потребления. Это, несомненно, будет сопряжено с преодолением возможного неприятия новшеств, недостаточностью темпов изменений в экономике, повышением цен, введением неких ограничений и т.д.

 

Уже сейчас реализуются проекты, направленные на снижение выбросов. Это новые технологии добычи полезных ископаемых, замена бензиновых двигателей автомобилей на электродвигатели. Многие предприятия обязывают устанавливать на своих территориях, в цехах и шахтах специальные детекторы газа, чтобы контролировать концентрацию вредных примесей в атмосфере. Но этого недостаточно.

 

Существует и уже набирает обороты еще одно направление в рамках климатической повестки: улавливание и хранение углерода, т.н. секвестрация углекислого газа. Так, например, в Исландии работает крупнейший в мире завод по выкачиванию из атмосферы и утилизации углекислого газа.

 

Хорошей практикой является также лесовосстановление и лесоразведение после пожаров и вырубок.

 

Еще не все компании и не все страны придерживаются принципов зеленой экономики, но, если практиковать ответственный и осознанный подход к потреблению и производству уже сейчас, последствия человеческой деятельности могут оказаться фатальными для планеты и человечества в целом.