Модернизация производств, развитие и появление новых технологий в строительстве и т.д. вызвали шквальный рост производства нефтегазохимической продукции. На сегодня Россия, в целом, удовлетворила свои внутренние потребности в основных крупнотоннажных видах нефтехимических продуктов. И новые проекты понемногу переориентируются на экспорт, — таково мнение директора практики «Газ и химия» компании «Выгон Консалтинг» Дмитрия Акишина.
Как заметил эксперт, в настоящее время у нас в стране идет работа над несколькими перспективными нефтегазохимическими проектами. Это Амурский ГХК «Сибура» и Sinopec, Олефиновый комплекс «Нижнекамскнефтехима» и Иркутский завод полимеров в Усть-Куте. И, хотя нынешняя геополитическая ситуация сложная и трудно прогнозируемая, во всех этих проектах начало производства запланировано уже на 2024-2026 годы.
Он также напомнил, какие трудности испытали предприятия нефтегазохимической отрасли в прошлом 2022 году. Санкции, внесшие ограничения на взаимодействие с зарубежными компаниями, и прочие ограничения, имеющие далеко не рыночный характер — все это породило проблемы с сырьем, технологиями, рынками сбыта и т.д.
Принимаемые решения, направленные на смягчение санкционных последствий — лишь временная мера. И на то чтобы организовать полноценную логистику и доступ к технологиям потребуется года два. Это серьезно влияет на сроки запуска данных проектов.
Но, как заметил эксперт, санкционная политика Запада, какие бы препоны она ни ставила развитию наших отраслей, явилась своего рода катализатором, актуализировавшим многие газохимические проекты. На оптимизацию производств повлияла также и климатическая повестка, ставшая главным регулятором мировой экономики. Диверсификация производств в нефтегазовых компаниях — это уже устоявшийся тренд, повлиявший и на отечественную промышленность. Безопасность, экологичность производств, использование средств защиты от загазованности, обязательная установка газоанализаторов на предприятиях — общемировая тенденция, направленная на гармонизацию технического прогресса.